Подшипники и их детали, смазки являются высокотехнологичными продуктами и поэтому требуют бережного обращения. Для сохранения высоких потребительских качеств подшипников должны быть взаимно обусловлены консервационная смазка, упаковка, условия хранения и правила обращения. Консервационная смазка и упаковка являются неотъемлемой частью подшипника, и они оптимизированы таким образом, что обеспечивают максимально возможную «консервацию» всех свойств подшипника одновременно.
Условия хранения подшипников:
Основным требованием является наличие закрытого складского помещения для хранения, в котором отсутствуют такие агрессивные среды, как выхлопные газы автомобилей, пары и аэрозоли кислот и щелочей, а также солей. Следует избегать прямого солнечного света, поскольку наряду с негативным воздействием УФ-излучения он может вызвать слишком большие перепады температуры внутри упаковки. Температура хранения должна быть постоянной, влажность - насколько возможно низкой. Перепады температуры и повышенная влажность воздуха ведут к образованию конденсата.
Условия транспортировки подшипников:
- транспортные средства и упаковка подшипников должны соответствовать требованиям к транспортировке раздела 5 ГОСТ 520;
- при выгрузке и транспортировке подшипников и подшипниковых узлов не допускать падения, столкновения, резкие повороты, торможения, ускорения и иные факторы, вызывающие резкие динамические нагрузки.
Сроки хранения подшипников:
Хранить расконсервированные подшипники более двух часов без защиты от коррозии не рекомендуется. Если срок хранения был превышен, перед применением подшипника рекомендуется провести проверку на отсутствие коррозии.
Обращение с подшипниками до монтажа:
- не следует вынимать подшипник из упаковки и смывать с него предохранительную смазку. Только непосредственно перед монтажом подшипник должен быть распакован и промыт в бензине или горячем минеральном масле;
- при сборке машин и механизмов предохранительную смазку с подшипников смывать не обязательно (в процессе монтажа подшипника необходимо заложить рабочую смазку установленного качества и количества);
- во всех случаях повреждения индивидуальной упаковки и затвердевшей смазки промывка подшипников должна проводиться в обязательном порядке;
- во избежание засорения распакованный подшипник следует класть только на чистую поверхность;
- не рекомендуется применять подшипник вместо калибра при обработке посадочных мест;
- перед монтажом подшипник следует проверить на соответствие внешнему виду, наличию маркировки, легкости вращения, бесшумности и требованиям нормативно-технической документации (наличие забоин, следов загрязнений, коррозии, полного комплекса заклепок, плотность их установки или других соединительных элементов, полного комплекса тел качения, наличие повреждений сепаратора, наличие смазки в подшипниках с защитными шайбами и т.д.);
Монтаж подшипников:
- сопрягаемые с подшипниками поверхности валов и отверстий в корпусах должны быть тщательно промыты, просушены и смазаны тонким слоем масла. Каналы для подвода смазки должны быть продуты и очищены от стружки и др. металлических частиц;
- в узел подшипники открытого типа необходимо промыть в чистом бензине, просушить и смазать тонким слоем смазки (поворот подшипников в сухом состоянии категорически запрещен);
- подшипники, имеющие защитные шайбы и уплотнения, протереть чистой безворсовой тканью, смоченной в бензине;
- поверхности корпусов и валов должны быть проверены на соответствие требованиям ГОСТ 3325 к диаметрам и форме, а также на отсутствие забоин, царапин, коррозии и заусенцев;
- должно быть проверено соответствие отклонений соосности всех посадочных поверхностей, расположенных на одной оси требованиям ГОСТ 3325;
- во всех случаях монтажа подшипников необходимо избегать передачи усилий при запрессовке через тела качения;
- монтаж подшипника на вал необходимо производить через внутреннее кольцо и в корпус через наружное кольцо, при помощи гидравлического или винтового пресса;
- передача усилий при запрессовке внутреннего кольца подшипника осуществляется через монтажный стакан;
- усилие запрессовки следует прикладывать только к тому кольцу подшипника, которое монтируется с натягом, не допуская при этом передачи усилия запрессовки через тела качения;
- для защиты подшипника от засорения частицами металла и грязью, которые при ударах молотком могут попадать в него, к монтажному стакану приваривают защитное кольцо;
- для правильной работы подшипников, особенно несамоустанавливающихся, необходимо обеспечить точное совпадение осей вала и корпусов. Несовпадение осей вызывает перегрузку тел качения, их защемление и преждевременный выход подшипников из строя.
При монтаже подшипников запрещается:
- производить монтаж таким образом, чтобы усилие передавалось с одного кольца на другое через тела качения;
- прилагать монтажное усилие к сепаратору;
- наносить удары непосредственно по кольцу;
- производить перекос кольца при осевом перемещении.
Демонтаж подшипников:
- Демонтаж подшипника должен производиться без повреждения подшипников и сопряженных с ним деталей. У подшипников разъемной конструкции кольцо в сборе с телами качения и сепаратором можно извлечь отдельно от другого кольца;
- можно воспользоваться для демонтажа подшипников специальным съемником с демонтажными кольцами или полукольцами или трехтяговым винтовым съемником;
- для облегчения демонтажа подшипников с валов во избежание повреждений посадочных мест подшипники подогревают минеральным маслом, нагретым не выше 100 0С.
Если после демонтажа подшипников их дальнейшее использование не предполагается, подшипники следует разобрать. Смазка, уплотнения и пластмассовые детали утилизируют согласно действующим нормативным документам. Кольца подшипников и тела качения подлежат переработке.